воскресенье, 26 декабря 2010 г.

Primal Scream @ Olympia Grand Hall, London, 27.11.2010

Primal Scream заново собирают один из своих лучших альбомов.




Огромный зал лондонской "Олимпии" целиком заполнен людьми, съехавшимися сюда буквально со всех концов света. Повернешь голову направо - компания фанатичных испанцев, налево - три миниатюрные японки-харадзюку, разодетые в стиле "gothic lolita". Большинство из них точно знало, что окажется в этой точке пространства, еще 10 месяцев назад. И, конечно, большинство из них знает ответ на вопрос: "И что же именно вы хотите делать?" - "We wanna be free. We wanna be free to do what we wanna do. And we wanna get loaded. And we wanna have a good time. That's what we're gonna do... We're gonna have a good time. We're gonna have a party".



Отмотаем пленку назад. В феврале билеты на концерт Primal Scream, в рамках которого они должны были впервые в истории полностью сыграть эпохальный альбом "Screamadelica", разошлись за 12 часов. На рекорд не тянет, но с учетом площади зала (что-то около гектара), выглядит солидно. Позже к субботней дате (27 ноября) добавится пятничная, позже будет объявлен Screamadelica tour - но тысячи людей, сметающие билеты как горячие пирожки, об этом пока знают.




Ажиотаж можно было бы списать на внезапный порыв ностальгии, но едва ли главная причина состоит в этом. "Мы не собираемся переживать заново старые деньки", - подчеркивал перед концертом Бобби Гиллеспи (Bobby Gillespie), - "многие песни из тех, что мы записали в студии, никогда не исполнялись живьем. "I'm Comin' Down", "Shine Like Stars" и "Inner Flight" - они для нас как новые". И это тоже верно, но не вполне объясняет, чем важна и интересна "Screamadelica" сейчас. Для начала 90-х альбом, окончательно поженивший инди-рок и сцену клубной музыки, был безусловной вехой, рывком на несколько лет вперед. Но времена эйсид-хауса и штанов покроя baggy остались далеко позади, и "Скримаделика", чей прогрессивный саунд был отмечен первой в истории Mercury Prize, сегодня звучит как угодно, но только не свежо.



Вместе с тем найдется не так много альбомов, которые настолько четко передавали бы ощущение эйфории, гедонистической радости и умиротворения (радость имела не совсем легальную химическую природу, и то, что символ кислотной культуры, обложка с "солнышком" от покойного Пола Кэннелла, недавно появилась на марках британской почты, иначе как иронией судьбы не назовешь - ну так что с того?). То была радость вопреки: к 91-ому году надежды поколения "Э" на то, что новое Лето Любви сделает мир добрее, светлее и чище, на глазах обращались в прах. Тем ценнее становился миг счастья, которое не могло и не должно было остаться навсегда - и это чувство тоже впечатано в "Скримаделику" ("Таблетки не излечат меня от моих хворей, но на короткое время я почувствую себя лучше" - "I'm Comin' Down"). Так что же получается, ностальгия все-таки? Я так не думаю.




В чем Гиллеспи действительно не соврал, так это в том, что на сцене "Олимпии" происходила не реконструкция, а рекомбинация и переосмысление альбома. Потому как воссоздать оригинал не представляется возможным. У "Скримаделики" попросту нет канонической версии.

Ну как же? - возразят фанаты, - есть же студийная версия, зафиксированная на пленке, есть же нечто, выпущенное под каталожным номером CRELP 076. Есть, но что это: альбом? сборник ремиксов? Считать ли "Loaded" ремиксом на "I'm Losing More Than I Ever Have" или самостоятельным треком? Граница между оригиналом и репликацией на этом релизе расплывается окончательно, а составные детали, как грани кубика Рубика, можно вращать и вращать, получая все новые вариации, чем и занимались Primal Scream уже во время записи в 90-ом, отдав исходники (часть из них позже была опубликована) на растерзание клубным продюсерам. И тем же они занимаются сейчас в рамках проекта "Screamadelica Live".






Почти каждая песня с пластинки живьем изобретается заново. "Slip Inside This House" от эйсид-хаусного трипа уходит в сторону "отцовской" психоделической версии 13th Floor Elevators. "Higher Than The Sun" звучит как мэшап из миксов The Orb и Эндрю Уэзеролла (Andrew Weatherall) - из второго вырезана басовая линия Джа Воббла (Jah Wobble), остается пожалеть, что он в реконструкции участия на принимает. Нет и вокалистки Дениз Джонсон (Denise Johnson) - ее партию в нео-фанковой "Don't Fight It, Feel It" исполняет колоритная черная соул-мама (танцевать ей, впрочем, не стоило). Формальные медляки собраны в середине сета, им же досталась наиболее зрелищная часть видеоряда (увы, как и в случае с Chemical Brothers, никакие ютюбы не передадут и 10-й доли эффекта - масштаб тут все-таки имеет значение). Духовая секция в "I'm Comin' Down", возможно, и не дотягивает до Фэрео Сандерса (Pharaoh Sanders), инспирировавшего саксофонное соло в треке, но необходимую кульминацию обеспечивает. То, что эти песни до сих пор не играли живьем, лютое недоразумение да и только.





В конец сетлиста задвинуты два бесспорных фаворита - обернувшийся госпел-блюзом "Loaded" и "Come Together", 14-минутная сюита, в которой оказались перемешаны, кажется, все существующие миксы песни, включая оригинальный. Более совершенный финал шоу трудно вообразить.




О том, что музыка не просто собирает людей вместе, а объединяет их в некий демократический институт, а то и религию (есть и такая точка зрения), и одним из ярчайших примеров подобных вече являются британские рейвы рубежа 80-х и 90-х, написано немало песен, начиная с "Last Train to the Trancentral" The KLF и заканчивая гениальными мемуарами "Sorted for E's and Wizz" Pulp. Но в 70-минутной "Скримаделике" сошлось и совпало все, что необходимо для описания явления: от доверительных интонаций Гиллеспи (который, на минуточку, через 9 лет превратится в брызжущего яростью и нигилизмом социалиста) до смеха Слая Стоуна (Sly Stone), от фанка до хауса, от пения госпел-хора до сэмплов из пламенной речи Джесси Джексона (Jesse Jackson), от музыки белых до музыки черных, на уровне звука и на уровне визуального оформления. Ядро этого удивительного симбиоза Primal Scream удалось если не пронести через года, то по крайней мере собрать снова.

Комментариев нет: