четверг, 29 октября 2009 г.

RZA @ Ikra, Moscow (cancelled)

Новость об отмене концерта пришла едва ли не сразу после того, как я поставил этот анонс. Но, черт возьми, мне нравится этот текст, так что, пожалуй, стоит запостить его здесь на память.

Суть самурая


В одном их эпизодов фильма Джима Джармуша (Jim Jarmusch) "Пес Призрак: Путь Самурая" герой Фореста Уитейкера и выросший невесть откуда "самурай в камуфляже" встречаются посреди улицы, обмениваются приветствиями и расходятся, "сохранив взаимное уважение". Практически ту же сценку можно будет наблюдать в "Икре" в конце июня. C разницей в два дня в клубе выступят патриарх японского хип-хопа DJ Krush и тот самый камуфляжник, RZA. Эти двое что-то вроде "инь" и "ян": один, впечатлившись легендарным хип-хоп-муви "Wild Style", стал прививать идеи черных братьев японской музыке; другой, насмотревшись кун-фу-боевиков, сделался афро-самураем и ввел восточную этнику в обязательную программу хип-хопа. Впрочем, этим заслуги Роберта Фитцджералда Диггза (Robert Fitzgerald Diggs) отнюдь не исчерпываются.


Пусть следующая реплика не прозвучит как камень в огород почившего Ol' Dirty Bastard, но если в Wu-Tang Clan и был незаменимый человек, то это, конечно, RZA. Именно он правит, порой жесткой рукой, странноватой рэп-группировкой с момента ее сущствования, именно он не дал ей захлебнуться в собственном жире в 1997 году ("Вот Майк Тайсон - достиг славы и бросил тренироваться. Никогда нельзя бросать тренировки."). Он и правда чем-то похож на босса преступного клана: работает тихо, не светится и вмешивается в бизнес только тогда, когда его присутствие необходимо. Его стиль продюсирования - целая веха в истории хип-хопа. И несмотря на то, что молодые и хваткие коллеги вроде Swiss Beatz и T-Pain отдавили ему все пятки, людей его калибра в бизнесе можно пересчитать по пальцам рук.


Единственное поприще, на котором RZA, мягко говоря, не преуспел, - создание комического альтер-эго Bobby Digital. Образ "гламурного подонка", на которого девки слетаются как мухи на... мед, жигана, у которого карманы ломятся от бабла, отбитых у врагов золотых коронок и эгоцентризма, мало того, что растиражирован до нельзя, так и еще и упорно не идет Диггзу. И тут будет уместно вспомнить другой фильм, к звуковому оформлению которого RZA тоже приложил руку. В финале тарантиновского суши-вестерна "Убить Билла" персонаж Дэвида Кэррадайна объясняет, что Супермен в отличие от героев других комиксов Суперменом был всегда, а человеком только притворялся. С RZA та же история. Он - самурай от хип-хопа, который иногда хочет, чтобы его считали заурядным рэппером.

Комментариев нет: